Статьи

Стекломагниевый лист: когда качество под сомнением

В начале двухтысячных на отечественном рынке появился отделочный материал, по своим техническим характеристикам многократно превосходящий гипсокартон. Стекломагниевый лист — так был назван привезенный из Китая этот листовой материал – был охарактеризован продавцами как негорючий, прочный, экологичный, морозостойкий, шумоизолирующий и далее по списку, и эти свойства СМЛ были широко растиражированы во всех источниках. Однако по сей день, как показывает недавно проведенное компаний БСК исследование, потребители очень не однозначно относятся к этому замечательному материалу.

Российский рынок сегодня наводнен стекломагниевыми листами различного качества: несмотря на то, что подавляющий объем этого материала везется по-прежнему из Китая, говорить об одинаковости характеристик отдельно взятых листов не приходится. В ряде случаев дилеры, желая максимально сэкономить, закупают откровенный ширпортеб, который в последствии предлагается как качественный СМЛ. Разумеется, такой продукт абсолютно не соответствует широко обозначенным характеристикам стекломагниевого листа. Возможности возникновения этой ситуации в немалой степени способствует отсутствие нормативов, регламентирующих качество СМЛ: продукт ввозится и продается уже почти двадцать лет, и по сей день обязательная сертификация требуется лишь в области пожарной безопасности.

О пожарных сертификатах — особый разговор, поскольку, как показало исследование БСК, продукция далеко не каждого дилера обеспечена действующими сертификатами. А они, тем не менее, продают, и весьма успешно.

Больше всего от контрафакта и просто некачественной продукции страдают розничные потребители: из-за недостатка знаний о материале, руководствуясь рекомендациями знакомых и максимально доступной ценой, они заведомо находятся в группе риска. В результате на форумах тематики DIY можно найти – и в изрядном количестве – отзывы о том, насколько плох СМЛ и что все его заявленные характеристики — ложь от первого до последнего слова. И это правда - если мы говорим о некачественном продукте. Но к стекломагниевому листу хорошего качества от добросовестного поставщика это не относится ни в коей мере.

СМЛ — действительно хороший материал, который на самом деле уровнем существенно выше гипсокартона. Но и стоимость у него не может быть сопоставима или ниже, чем у ГКЛ. Не стоит при этом руководствоваться одной лишь ценой: случается, что ужасный по качеству СМЛ продается по рыночной стоимости материала премиум-класса. Поэтому и продавца стоит выбирать осмотрительно: по отзывам, срокам работы на рынке, реализованным объектам и т. д.

Но есть еще трудность несколько иного свойства, нежели добропорядочность продавца: не всякая крупная и ответственная компания работает с розницей. И розничные точки — строительные рынки, магазины – вольны сами устанавливать планку качества на СМЛ в розничном сегменте, торгуя тем, что считают для себя наиболее выгодным. Эта проблема — камень преткновения в продвижении СМЛ среди розничных потребителей. Именно поэтому, вероятно, по сей день стекломагниевый лист не востребован в достаточной степени именно в рознице.

СМЛ широко используется при строительстве новых зданий жилого, коммерческого и промышленного назначений, при ремонте и реставрации зданий и сооружений и т. д. Но потенциал этого материала существенно шире, и для его реализации, прежде всего, необходимо появление и регулярное обновление актуальной информации о свойствах СМЛ, испытаниях, состоянии рынка и недобросовестных его участниках. Компания БСК сделала первые шаги в этом направлении, проведя исследование рынка СМЛ по состоянию на август 2017 года, и планирует в дальнейшем актуализировать данные и регулярно освещать различные аспекты, связанные со стекломагниевым листом.


Парадокс рынка плитных материалов: почему потребителю не нравится СМЛ?

 

Стекломагниевый лист характеризуется внушительным списком преимуществ перед конкурентами в сфере отделочных материалов: здесь и широкий диапазон толщины листа, высокая плотность, негорючесть (!), малый вес конструкции и прочее. Однако с момента появления СМЛ на рынке стройматериалов в РФ прошло более 10 лет, а он так и не получил признание в данной отрасли. Наиболее популярными товарами в этой сфере являются гипсокартонные и гипсоволокнистые листы. Чем же потребителю так не угодил СМЛ?

Интернет переполнен огромным количеством негативных отзывов о применении СМЛ. Самая главная его беда — это цена и качество. Пользователи сталкиваются с некачественным материалом, который не стоит своих денег, в следствии чего отзываются о нем отрицательно. Но есть ли в этом вина самого продукта СМЛ? Отчасти есть, так как качество напрямую зависит от производителя и сырья, из которого его изготавливают. Однако на рынок его завозят не производители, а поставщики, использующие разнообразные уловки, чтобы представить свой товар более качественным, чем он есть на самом деле. Потребительские характеристики, которыми привлекают внимание потенциального покупателя, желающего купить высококачественный товар по смехотворной цене, зачастую не соответствуют реальным физико-техническим и эксплуатационным характеристикам материала. Отсюда и результат: производитель продал товар поставщикам, которые в свою очередь лишь выполнили свою задачу — перепродали этот товар по более выгодной цене. В этом и заключается парадокс существующего рынка СМЛ.

В недавно проведенном компанией БСК исследовании профильного сегмента рынка строительных материалов среди прочего было сделано заключение о необходимости регламентации качества СМЛ с акцентом на классификацию, требования к техническим характеристикам и проведениям испытаний. Впрочем, это очевидная мера, которая на сегодня более утопична, чем реальна, в связи с хорошо известной всем нерасторопностью регламентирующей системы.

Дефицит достоверной информации, базирующейся на реальных испытаниях СМЛ, – еще одно препятствие к адекватному восприятию продукции потребителем. В розничном сегменте СМЛ воспринимается как материал с необоснованно завышенными характеристиками и стоимостью. Что справедливо для товара ненадлежащего качества, но о хорошей продукции представление искажает.

Исходя из полученных предпосылок, специалисты компании БСК для себя приняли единственно возможное в условиях отсутствия консолидации усилий участников рынка решение, которое может дать старт к заполнению пробелов в потребительском восприятии стекломагниевого листа, минимизации потери от искажения представлений о качественном продукте и регулярной актуализации информации о рыночной картине. Это решение объединяет в себе проведение исследований рынка, опрос и формирование экспертных мнений, а также написание статей, способных развеять бытовое мнение о стекломагниевом листе.

Возможно, реализация этих мер в перспективе сформирует почву для более сознательного подхода поставщиков СМЛ и других плитных материалов к коммуникациям с потребителями и готовности брать на себя ответственность за соответствие распространяемой информации действительным характеристикам реализуемой продукции.